В связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология развивающего обучения. Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Ориентация на понятие Л.С.Выготского «зона ближайшего развития» в обучении стала основой многих психолого-педагогических исследований, экспериментов в образовании. Последователи ученого А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин разработали психологическую теорию деятельности, в которой идеи Л.С.Выготского получили дальнейшее развитие. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/3379/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya
Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Технология развивающего обучения включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Технология развивающего обучения основывается на концепциях развивающего обучения отечественных ученых (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б .Эльконин, З.И Калмыкова, Е.Н. Кабанова, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманская, Г.К.Селевко и другие) в основе которых лежат различные аспекты развития ребенка и определенные мотивационные компоненты. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/3379/tehnologiya-razvivayuschego-obucheniya
Урок музыки – это не только основная форма учебного процесса, но и урок искусства, особенно в школе VIII вида. Практический аспект решения проблемы соотношения обучения и развития предполагает использование концепций развивающего обучения: необходимо найти такие способы организации процесса обучения, которые будут ускорять, интенсифицировать развитие детей с интеллектуальными нарушениями. Такое обучение способно изменить ход развития ребенка с ОВЗ.
Для уроков музыки характерна особая эмоциональная атмосфера, что вполне естественно и необходимо, ведь музыка – «язык чувств». В основе технологии развивающего обучения на уроках музыки лежат следующие принципы:
• принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по видам музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь;
• принцип деятельностного подхода, предусматривающий признание ведущей роли обучения музыкальной деятельности в воспитании их нравственной сферы, развития способностей, познавательных процессов и личностных новообразований;
• принцип культуросообразности, заключающийся в последовательном освоении красоты разнообразных направлений музыкального искусства;
• принцип последовательности, подразумевающий логичное усложнение задач музыкального образования детей и содержания музыкального репертуара;
• принцип тематизма, позволяющий средствами музыкального искусства последовательно знакомить детей с разнообразием окружающих их социумов;
• принцип системности, обеспечивающий организацию процесса музыкального образования;
• принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;
Урок музыки включает в себя различные виды музыкальной деятельности обучающихся: хоровое пение, музыкально - ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах, восприятие музыки, нотная грамота.
Современные методы музыкального образования (наблюдение за музыкой; не развлекать, а радовать; импровизация; музыкальное обобщение; размышление о музыке; развитие стилеразличения, сопереживание…) направлены на развитие художественного мышления младших школьников, целям и задачам музыкального воспитания обучаемых.
На уроках музыки мы используем различные развивающие приёмы: определения ритмических рисунков; театрализации; сравнения; ритмопластики; соучастия игры голосом; персонификации; новизны; использования игровых движений и элементов танцев и плясок.
Как показали наблюдения, в результате такой целенаправленной работы по реализации технологии развивающего обучения, у детей расширился кругозор, повысился уровень их общей культуры, изменилось отношение к урокам музыки, оно стало более позитивным, дети стали более артистичными. В целом наметились положительные тенденции в поведении обучающихся: они стали более добрыми, отзывчивыми, вежливыми.
Реализация технологии развивающего обучения осуществляется мною через:
|